Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 54258
1.  
i

В по­ло­вых клет­ках ди­пло­ид­но­го куль­тур­но­го рас­те­ния 48 хро­мо­со­мы. Ука­жи­те ко­ли­че­ство хро­мо­сом в его со­ма­ти­че­ских клет­ках в норме:

1) 96
2) 48
3) 24
4) 12
2.  
i

Спо­соб­ность живых ор­га­низ­мов по­треб­лять из внеш­ней среды энер­гию и ве­ще­ства, не­об­хо­ди­мые для про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти, на­зы­ва­ет­ся:

1) пи­та­ние
2) раз­мно­же­ние
3) раз­дра­жи­мость
4) кле­точ­ное стро­е­ние
3.  
i

Транс­кри­би­ру­е­мый уча­сток цепи ДНК имеет нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность:

ГЦА ЦГТ ААА ЦГТ АТЦ ЦГА

Сколь­ко мо­ле­кул ала­ни­на вклю­чит­ся в пеп­тид при транс­ля­ции, если из­вест­но, что ами­но­кис­ло­ту ала­нин в ри­бо­со­му могут до­ста­вить тРНК, име­ю­щие ан­ти­ко­до­ны ЦГА, ЦГГ, ЦГУ, ЦГЦ, а тер­ми­ни­ру­ю­щим яв­ля­ет­ся кодон УАГ?

1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
4.  
i

Из че­ты­рех пред­ло­жен­ных хи­ми­че­ских эле­мен­тов три можно объ­еди­нить в одну груп­пу (по их про­цент­но­му со­дер­жа­нию в живых ор­га­низ­мах). Ука­жи­те эле­мент, ко­то­рый не вхо­дит в эту груп­пу:

1) цинк
2) хлор
3) маг­ний
4) фос­фор
5.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — по­ступ­ле­ние ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха = эн­до­ци­тоз  — ?

1) пас­сив­ный транс­порт
2) транс­порт в мем­бран­ной упа­ков­ке
3) вы­де­ле­ние про­дук­тов азо­ти­сто­го об­ме­на
4) по­гло­ще­ние чу­же­род­ных ча­стиц лей­ко­ци­та­ми
6.  
i

Транс­ген­ные формы тыквы по­лу­че­ны путем:

1) ин­ди­ви­ду­аль­но­го от­бо­ра
2) со­ма­ти­че­ской ги­бри­ди­за­ции
3) мас­со­во­го от­бо­ра
4) ге­не­ти­че­ской ин­же­не­рии
7.  
i

Ка­ри­о­ти­пом на­зы­ва­ет­ся:

1) про­цесс де­ле­ния ядра
2) со­во­куп­ность хро­мо­сом ор­га­низ­ма в по­ло­вых клет­ках
3) со­во­куп­ность хро­мо­сом ор­га­низ­ма в со­ма­ти­че­ских клет­ках
4) уча­сток мол­ку­лы ДНК, не­су­щий ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре од­но­го белка
8.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и p:

по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

 

а  — ал­ли­га­тор

б  — ве­чер­ни­ца

в  — три­тон

г  — бе­лу­га

1) г → в → б → а
2) в → г → а → б
3) в → г → б → а
4) г → в → а → б
9.  
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую ста­дию ми­то­за и её опи­са­ние:

1) ана­фа­за — ис­че­за­ет яд­рыш­ко и рас­па­да­ет­ся ядер­ная обо­лоч­ка; хро­мо­со­мы рас­по­ла­га­ют­ся в ци­то­плаз­ме сво­бод­но
2) те­ло­фа­за — про­ис­хо­дит рас­кру­чи­ва­ние (дес­пи­ра­ли­за­ция) хро­мо­сом, они ста­но­вят­ся плохо раз­ли­чи­мы­ми в мик­ро­скоп
3) про­фа­за — во­круг хро­мо­сом фор­ми­ру­ет­ся ядер­ная обо­лоч­ка, в ядре по­яв­ля­ют­ся яд­рыш­ки; про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние ци­то­плаз­мы с об­ра­зо­ва­ни­ем двух кле­ток
4) ме­та­фа­за — во время дви­же­ния к по­лю­сам клет­ки до­чер­ние хро­мо­со­мы из­ги­ба­ют­ся, по­во­ра­чи­ва­ют­ся об­ла­стью пер­вич­ной пе­ре­тяж­ки в сто­ро­ну по­лю­сов клет­ки
10.  
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную паст­бищ­ную цепь пи­та­ния:

1) хло­рел­ла → даф­ния → плот­ва → яст­реб
2) даф­ния → хло­рел­ла → окунь → цапля
3) зоо­планк­тон → окунь → пи­яв­ка→ карп
4) ил → вьюн → плес­не­вые грибы → бак­те­рии
11.  
i

У кошки в пе­ри­од со­зре­ва­ния оо­ге­не­за всту­пи­ли 4 ооци­та пер­во­го по­ряд­ка. Какое мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство пер­вич­ных по­ляр­ных телец (I) и яй­це­кле­ток (II) может из них об­ра­зо­вать­ся?

1) 1 — 4; II — 4;
2) 1 — 8; II — 8;
3) 1 — 12; II — 4;
4) 1 — 16; II — 8.
12.  
i

В пред­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие осо­бен­но­сти клас­сов по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний, на месте про­пус­ков вставь­те под­хо­дя­щие по смыс­лу слова:

а)  цве­ток, схе­ма­тич­но изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке, ха­рак­те­рен для рас­те­ний клас­са ...;

б)  жил­ко­ва­ние листа, изоб­ра­жен­но­го на ри­сун­ке, яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ным при­зна­ком рас­те­ний клас­са ... .

1) а — Од­но­доль­ные; б — Од­но­доль­ные;
2) а — Дву­доль­ные; б — Дву­доль­ные;
3) а — Од­но­доль­ные; б — Дву­доль­ные;
4) а — Дву­доль­ные; б — Од­но­доль­ные.
13.  
i

Об­ласть функ­ци­о­наль­но­го кон­так­та нерв­ных кле­ток между собой или с клет­ка­ми ин­нер­ви­ру­е­мых ор­га­нов и тка­ней на­зы­ва­ет­ся:

1) си­напс
2) ган­глий
3) ме­ди­а­тор
4) нерв
14.  
i

Воз­ду­хо­нос­ная па­рен­хи­ма от­но­сит­ся к ... тка­ням рас­те­ний:

1) ос­нов­ным;
2) про­во­дя­щим;
3) ме­ха­ни­че­ским;
4) об­ра­зо­ва­тель­ным.
15.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для пи­ще­во­да че­ло­ве­ка:

а)  со­еди­ня­ет ро­то­вую по­лость с глот­кой и но­со­вую  — с гор­та­нью; б) пред­став­ля­ет собой мы­шеч­ную труб­ку

дли­ной около 25 см; в) в него от­кры­ва­ют­ся про­то­ки трех пар круп­ных пи­ще­ва­ри­тель­ных желез; г) ос­нов­ная

функ­ция  — про­дви­же­ние пи­ще­во­го комка; д) в нем про­ис­хо­дит вса­сы­ва­ние ос­нов­ной массы воды, ми­не­раль­ных солей и ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов.

1) а, б, д;
2) а, в, д;
3) б, г;
4) в, г.
16.  
i

Ука­жи­те, сколь­ко на ниж­ней че­лю­сти у взрос­ло­го че­ло­ве­ка (в норме) зубов, ко­то­рые от­но­сят­ся к типу, обо­зна­чен­но­му на ри­сун­ке циф­рой 3:

1) 6;
2) 2;
3) 12;
4) 4;
5) 16.
17.  
i

Жен­щи­не, име­ю­щей резус-по­ло­жи­тель­ную кровь пер­вой груп­пы, после ава­рии тре­бу­ет­ся пе­ре­ли­ва­ние крови. До­но­ром для по­стра­дав­шей может стать:

 

а)  сын жен­щи­ны, так как набор генов и бел­ков у род­ствен­ни­ков все­гда оди­на­ко­вый

б)  муж­чи­на с резус-по­ло­жи­тель­ной кро­вью, со­дер­жа­щей ан­ти­те­ла  альфа и  бета

в)  муж­чи­на с резус-от­ри­ца­тель­ной кро­вью, со­дер­жа­щей ан­ти­ге­ны A и B

г)  жен­щи­на с кро­вью, со­дер­жа­щей ан­ти­ген A и ан­ти­те­ла  бета , резус-фак­тор не имеет зна­че­ния

д)  жен­щи­на с резус-по­ло­жи­тель­ной кро­вью, со­дер­жа­щей ан­ти­ген B и ан­ти­те­ла  альфа

 

1)  а, б; 2) б, г; 3) в, д; 4) толь­ко б.

18.  
i

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

ПРИ­МЕР

А)  в при­ро­де в пре­де­лах аре­а­ла обыч­ной осины встре­ча­ют­ся ги­гант­ские осины, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ав­то­т­ри­п­ло­и­да­ми (3n = 57)

Б)  в одном и том же лесу сов­мест­но су­ще­ству­ют две расы од­но­го вида ли­сто­едов, при этом жуки одной расы оби­та­ют на ивах, а дру­гой — на оси­нах

B)  из­вест­на ев­ро­пей­ская форма зайца-бе­ля­ка, у ко­то­ро­го шерсть летом бурая с ры­же­ва­то-серым от­тен­ком, а зимой — белая, и ир­ланд­ская форма, у ко­то­рой шерсть круг­лый год оста­ет­ся бурой с ры­же­ва­то-серым от­тен­ком

ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

19.  
i

Под пло­ид­но­стью по­ни­ма­ют ко­ли­че­ство оди­на­ко­вых на­бо­ров хро­мо­сом в ядре клет­ки. Пло­ид­ность со­ма­ти­че­ских кле­ток рас­те­ния  — 2. Ука­жи­те пло­ид­ность клет­ки си­нер­ги­ды, рас­по­ло­жен­ной в за­ро­ды­ше­вом мешке на одном по­лю­се с яй­це­клет­кой.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

20.  
i

Пеп­тид имеет сле­ду­ю­щую ами­но­кис­лот­ную по­сле­до­ва­тель­ность:

Гли-Арг-Гли-Acн-Цис-Пpo.

 

Опре­де­ли­те длину (нм) ко­ди­ру­ю­щей цепи мо­ле­ку­лы ДНК, если ли­ней­ная длина од­но­го

нук­лео­ти­да в сред­нем со­став­ля­ет 0,34 нм.

21.  
i

На схеме пред­став­ле­ны типы био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний (знак «+» обо­зна­ча­ет по­лез­ные для вида вза­и­мо­дей­ствия, «−»  — от­ри­ца­тель­ные, «0»  — ней­траль­ные).

Для каж­до­го типа вза­и­мо­от­но­ше­ний под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер:

 

1)  осина и под­бе­ре­зо­вик

2)  тру­то­вые грибы и бе­ре­за

3)  паук и ко­же­ед, пи­та­ю­щий­ся остат­ка­ми до­бы­чи паука

4)  мо­ло­дые сосны и бе­ре­зы в гу­стом под­ро­сте сме­шан­но­го леса

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв схемы. На­при­мер А2Б3В1Г4.

22.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Со­цве­тиеРас­те­ние
АБВГД1) рожь
2) астра
3) люпин
4) кле­вер
5) при­му­ла

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А1Б3B2Г4Д5.

23.  
i

Ука­жи­те, из каких эле­мен­тов ней­ру­лы, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1—5, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие струк­ту­ры хор­до­вых жи­вот­ных:

 

A)  во­ло­сы

Б)  нерв­ная труб­ка

В)  глад­кая му­ску­ла­ту­ра

Г)  эпи­те­лий тон­ко­го ки­шеч­ни­ка

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

24.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  лен;

2)  клен;

3)  орляк;

4)  яч­мень;

5)  спо­ры­нья;

6)  ши­пов­ник

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

25.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  К. Лин­ней

Б)  К. Ме­би­ус

В)  В. И. Вер­над­ский

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  со­здал уче­ние о био­сфе­ре

2)  пред­ло­жил тер­мин «био­це­ноз»

3)  раз­ра­бо­тал трех­мер­ную мо­дель струк­ту­ры ДНК

4)  ввел би­нар­ную но­мен­кла­ту­ру в си­сте­ма­ти­ку живых ор­га­низ­мов

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

26.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ве­ще­ства­ми ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка и их ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми:

ВЕ­ЩЕ­СТВО

А)  ами­ла­за

Б)  кол­ла­ген

В)  ги­ста­мин

Г)  дез­ок­си­ри­бо­за

Д)  трий­од­ти­ро­нин

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  белок, вхо­дя­щий в со­став хря­щей и су­хо­жи­лий

2)  гор­мон, ре­гу­ли­ру­ю­щий про­цес­сы об­ме­на ве­ществ

3)  ве­ще­ство, обес­пе­чи­ва­ю­щее раз­ви­тие вос­па­ли­тель­ной ре­ак­ции

4)  фер­мент, ка­та­ли­зи­ру­ю­щий ре­ак­цию рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла до маль­то­зы

5)  пя­ти­уг­ле­род­ный мо­но­са­ха­рид, вхо­дя­щий в со­став нук­ле­и­но­вых кис­лот

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3B2Г4Д5.

27.  
i

Ука­жи­те три при­зна­ка при­спо­соб­ле­ния птиц к по­ле­ту.

 

1)  на­ли­чие груд­но­го киля;

2)  ор­га­ны вы­де­ле­ния  — та­зо­вые почки;

3)срас­та­ние клю­чиц с об­ра­зо­ва­ни­ем ви­лоч­ки;

4)  диф­фе­рен­ци­а­ция по­зво­ноч­ни­ка на пять от­де­лов;

5)  хо­ро­шо раз­ви­тые груд­ные и под­клю­чич­ные мышцы

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

28.  
i

Пять видов во­до­рос­лей имеют сле­ду­ю­щие пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти по от­но­ше­нию к тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­щей среды:

1)  15−55 °C;

2)  25−45 °C;

3)  20−30 °C;

4)  3−18 °C;

5)  10−40 °C.

 

Рас­по­ло­жи­те дан­ные виды в по­ряд­ке убы­ва­ния их эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­сти.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 52314.

29.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния, ка­са­ю­щих­ся тка­ней цвет­ко­вых рас­те­ний:

1)  па­рен­хи­ма обес­пе­чи­ва­ет рост рас­те­ния в тол­щи­ну;

2)  кси­ле­ма и фло­э­ма от­но­сят­ся к об­ра­зо­ва­тель­ным тка­ням рас­те­ний;

3)  скле­рен­хи­ма со­сто­ит из мерт­вых кле­ток с од­ре­вес­нев­ши­ми обо­лоч­ка­ми;

4)  ос­нов­ная функ­ция пе­ри­дер­мы за­клю­ча­ет­ся в про­ве­де­нии про­дук­тов фо­то­син­те­за;

5)  про­во­дя­щие ткани цвет­ко­вых рас­те­ний яв­ля­ют­ся слож­ны­ми, со­сто­я­щи­ми из неcколь­ких типов кле­ток;

6)  эпи­дер­мис за­щи­ща­ет рас­те­ние от по­те­ри влаги, воз­дей­ствия мик­ро­ор­га­низ­мов и ме­ха­ни­че­ских по­вре­жде­ний.

30.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Вод­ное жи­вот­ное

А.  не­ре­ис

Б.  даф­ния

В.  каль­мар

Г.  сар­ди­на

Д.  без­зу­б­ка

Эко­ло­ги­че­ская груп­па

1.  бен­тос

2.  нек­тон

3.  планк­тон

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1Д1.

31.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  хорда

2)  диа­фраг­ма

3)  та­зо­вые почки

4)  пер­вич­ная по­лость тела

5)  за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

32.  
i

У яще­риц ко­рич­не­вый окрас тела до­ми­ни­ру­ет над серым и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Z-хро­мо­со­ме, а длин­ный хвост до­ми­ни­ру­ет над ко­рот­ким и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме. В экс­пе­ри­мен­те скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го самца и серую длин­но­хво­стую самку, мать ко­то­рой имела ко­рот­кий хвост. В ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но 32 яйца. Опре­де­ли­те, из сколь­ких яиц вы­лу­пят­ся ко­рич­не­вые самки с ко­рот­ким хво­стом, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

33.  
i

Схе­ма­ти­че­ские ри­сун­ки 1—4 от­ра­жа­ют осо­бен­но­сти стро­е­ния ор­га­нов ды­ха­ния по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую схему:

 

A)  глу­харь;

 

Б)  жаба серая;

 

B)  мед­ведь бурый;

 

Г)  олень бла­го­род­ный;

 

Д)  га­дю­ка обык­но­вен­ная.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: МБ4ВЗГ2Д1.

34.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

При­мер

A)  по­яв­ле­ние тет­рап­ло­ид­ных форм тюль­па­на

Б)  по­яв­ле­ние мух с бе­лы­ми гла­за­ми в потом­стве крас­но­гла­зых дро­зо­фил

B)  рож­де­ние ре­бен­ка с сер­по­вид­но­кле­точ­ной ане­ми­ей у здо­ро­вых ро­ди­те­лей

Г)  уси­ле­ние роста рас­те­ний после вне­се­ния в почву ми­не­раль­но­го удоб­ре­ния

Д)  пре­кра­ще­ние фор­ми­ро­ва­ния ко­ча­на у бе­ло­ко­чан­ной ка­пу­сты в усло­ви­ях жар­ко­го кли­ма­та

Тип из­мен­чи­во­сти

1)  ге­но­ти­пи­че­ская

2)  мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2.

35.  
i

Из­вест­но, что воз­бу­ди­те­лем чумы яв­ля­ет­ся ге­те­ро­троф­ная аэроб­ная ба­цил­ла. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний тек­ста, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

(1) Воз­бу­ди­тель чумы  — ко­рот­кая па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия. (2) Она не имеет жгу­ти­ка и не об­ра­зу­ет спор. (3) Для сво­е­го раз­ви­тия бак­те­рия нуж­да­ет­ся в на­ли­чии сво­бод­но­го кис­ло­ро­да; оп­ти­маль­ный тем­пе­ра­тур­ный режим  — в пре­де­лах 27−28 °С. (4) Хо­ро­шо рас­тет на пи­та­тель­ных сре­дах, со­дер­жа­щих ами­но­кис­ло­ты, уг­ле­во­ды. (5) Она устой­чи­ва к низ­ким тем­пе­ра­ту­рам, хо­ро­шо пе­ре­но­сит за­мо­ра­жи­ва­ние, чув­стви­тель­на к воз­дей­ствию пря­мо­го сол­неч­но­го света.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

36.  
i

Че­ло­век не­про­из­воль­но от­дер­нул руку от го­ря­че­го пред­ме­та. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого со­ма­ти­че­ско­го ре­флек­са от ре­цеп­то­ров кожи к ске­лет­ным мыш­цам, ис­поль­зуя все пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

 

1)  спин­но­моз­го­вой ган­глий

2)  аксон вста­воч­но­го ней­ро­на

3)  аксон дви­га­тель­но­го ней­ро­на

4)  пе­ред­ние рога спин­но­го мозга

5)  аксон чув­стви­тель­но­го ней­ро­на

6)  денд­рит чув­стви­тель­но­го ней­ро­на

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 214... .

37.  
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты груп­пы юных на­ту­ра­ли­стов.

Изу­чив диа­грам­му (см. рис.) и вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, мы стали срав­ни­вать дру­гих жи­вот­ных, а затем рас­пре­де­ли­ли их по груп­пам. В груп­пу А были вклю­че­ны жи­вот­ные, масса ко­то­рых менее 500 г. Это пред­ста­ви­те­ли от­ря­да Ру­ко­кры­лые, а также мышь, хомяк и ласка. В груп­пу В (0,5−1 кг) вошли пред­ста­ви­те­ли от­ря­да На­се­ко­мо­яд­ные, а также белка, в груп­пу С (1,1−5 кг)  — ку­ни­ца, он­дат­ра, нут­рия, в груп­пу D (5,1−15 кг)  — ли­си­ца, выдра, рысь, бар­сук, мар­тыш­ка, в груп­пу Е (15,1−50 кг)  — бобр, волк, шим­пан­зе. Прак­ти­че­ски все пред­ста­ви­те­ли от­ря­дов Пар­но­ко­пыт­ные и Не­пар­но­ко­пыт­ные, ко­то­рых мы срав­ни­ва­ли, ве­си­ли более 250 кг и со­ста­ви­ли груп­пу G. Ис­клю­че­ни­ем стал кабан, его масса была мень­ше (около 80 кг). Его, а также мор­ско­го ко­ти­ка, оран­гу­та­на и го­рил­лу, масса ко­то­рых 51−250 кг, объ­еди­ни­ли в груп­пу F.

Ис­поль­зуя дан­ные тек­ста, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных из числа изу­чен­ных юными на­ту­ра­ли­ста­ми в по­ряд­ке уве­ли­че­ния ин­тен­сив­но­сти по­треб­ле­ния ими кис­ло­ро­да в рас­че­те на 1 г массы тела (при оди­на­ко­вых внеш­них усло­ви­ях):

 

1)  еж;

2)  олень;

3)  мышь;

4)  выдра;

5)  го­рил­ла.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

38.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры спе­ци­фи­че­ско­го им­мун­но­го от­ве­та ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

 

1)  по­вы­ше­ние уров­ня глю­ко­зы в крови при са­хар­ном диа­бе­те;

2)  свя­зы­ва­ние ан­ти­ге­нов с ан­ти­те­ла­ми, вы­ра­бо­тан­ны­ми плаз­мо­ци­та­ми;

3)  уда­ле­ние мик­ро­ор­га­низ­мов из ды­ха­тель­ной си­сте­мы во время кашля;

4)  по­яв­ле­ние пу­зы­ря, за­пол­нен­но­го жид­ко­стью, при тер­ми­че­ском ожоге;

5)  вы­ра­бот­ка им­му­но­гло­бу­ли­нов после вак­ци­на­ции про­тив ту­бер­ку­ле­за.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 15.